Интервью начальника ГУФСИН России по Кемеровской области В.С.Должанцева («Интерфакс-Сибирь». 12 апреля 2010)

Начальник ГУФСИН России по Кемеровской области В.Должанцев: «У нас есть мощности, на которых можно создать рабочие места для осужденных»

- Валерий Сергеевич, в Кемеровской области одна из самых крупных исправительных систем России, в которой отбывают наказание более 25 тысяч человек. В Кузбассе находятся 4 следственных изолятора и 24 исправительных учреждения. Расскажите, как вам удается содержать такую систему?

- Если говорить более точно, то наше управление по количеству осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, входит в первую пятерку по России. Кроме названных вами 25 тысяч человек, находящихся в местах заключения, еще более 18 тысяч отбывают наказания, не связанные с лишением свободы, и состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Безусловно, содержать такую систему непросто. Сказать, что мы справляемся с задачами на 100%, нельзя, но мы стараемся, чтобы наша работа соответствовала тем нормам и требованиям, которые сегодня нам предъявляет государство. Одно из главных направлений - это социальная реабилитация людей, оказавшихся в местах лишения свободы. Наша задача не только обуть, одеть и накормить, но и дать образование, обучить трудовым навыкам.

- Какой процент из числа заключенных составляют работоспособные люди, и как решается вопрос их занятости на период пребывания в колониях?

- Из 21 тысячи отбывающих наказание работать могут не больше половины. Остальные нетрудоспособны по возрасту, по состоянию здоровья, инвалиды, те, кто проходит профессиональную подготовку и другие.

К сожалению, приходиться признавать, что исправительные учреждения не могут самостоятельно решить проблему занятости осужденных. Сейчас у нас около 5 тысяч рабочих мест, а можно было бы трудоустроить еще 6 тысяч человек. У нас есть мощности, на которых можно создать рабочие места. Например, в колониях N5, 16, 29, 41 простаивает оборудование для металлообработки. Раньше мы выполняли на нем госзаказы, а еще часть продукции производили в рамках кооперации с заводами. На данный момент все эти связи разрушены. Бизнесу сегодня сотрудничать с нами невыгодно. На мой взгляд, инвесторов можно было бы заинтересовать предоставлением налоговых льгот.

Но, тем не менее, в прошлом году мы изготовили продукцию и оказали услуги на 629 млн рублей. Примерно половину этой продукции мы используем на собственные нужды. Отмечу, что у нас в женской колонии N 35 работает самая крупная в области швейная фабрика. Мы в полном объеме обеспечиваем вещевым имуществом осужденных и личный состав. Кроме того, поставляем швейную продукцию еще в восемь регионов.

Сейчас мы пытаемся полностью перейти на обеспечение себя продуктами питания. Например, колонии-поселения в Чебулинском районе, где развит очень мощный сельскохозяйственный потенциал, полностью закрыли наши потребности по молоку, овощам, почти на половину - по мясу. В прошлом году там собрали более 18,5 тыс. тонн зерна. В колонии поселении N 2 работает колбасный цех, он выпускает по 2 тонны продукции в сутки.

Кроме этого занимаемся изготовлением строительных материалов, металлообработкой, лесопереработкой.

В среднем за один отработанный день осужденный получает 126 рублей. Естественно, с него удерживаются налоги, плата за содержание в колонии (мы каждый год возвращаем государству более 70 млн рублей), алименты, суммы на погашение исков.

- Валерий Сергеевич, а как в области будет проходить реформа, касающаяся раздельного содержания осужденных в зависимости от степени тяжести преступления? Какие изменения ожидаются в содержании заключенных?

- Вопрос реформирования системы назрел давно. Необходимость этого очевидна - сегодняшние колонии практически превратились в школу подготовки профессиональных преступников. Не имеющие криминального опыта осужденные приобретают навыки у более подготовленных "коллег".

Среди основных направлений реформы - разделение злостных рецидивистов-уголовников и тех, кто осужден впервые, изменение видов исполнения наказаний, социальная адаптация и реабилитация осужденных. В частности, речь идет о том, чтобы люди, совершившие незначительные преступления, вообще не попадали в места лишения свободы. Другой момент касается избрания меры пресечения на время предварительного следствия. Предлагается не помещать в СИЗО людей, не совершивших тяжкие преступления. И, конечно, впервые осужденные не должны отбывать наказание вместе с неоднократно судимыми.

Что касается структуры исправительных учреждений, то в России должны остаться три вида тюрем - общего, усиленного и особого режима, в которых будут раздельно содержаться особо опасные преступники, рецидивисты и совершившие тяжкие преступления в первый раз. Кроме того, будут созданы два вида колоний-поселений, где будут содержаться неопасные преступники.

Лично я не сторонник того, чтобы человек, впервые совершивший преступление, даже тяжкое, сразу попадал в запираемую камеру и не имел возможности общаться, учиться и работать. При создании колоний-поселений, на мой взгляд, может возникнуть проблема с организацией труда - если не будет работы, в населенном пункте, где дислоцируется колония, возникнет рассадник тюремной субкультуры.

Кроме того, беспокоит передача наших медицинских учреждений в систему гражданского здравоохранения. Исправительными учреждениями Кузбасса накоплен богатый практический опыт выявления, профилактики и лечения лиц, больных социально значимыми заболеваниями. Наши СИЗО являются своеобразным фильтром по профилактики таких заболеваний как туберкулез, венерические болезни, наркомания. "На входе" в СИЗО у многих выявляется туберкулез и ВИЧ-инфекция. Страдающие такими болезнями нередко узнают об этом лишь в местах лишения свободы и у нас получают полноценное бесплатное лечение.

- Изменился ли за последние годы контингент в колониях?

- Должен отметить, что значительно ухудшилась так называемая социально-правовая характеристика лиц, осужденных к лишению свободы: каждый шестой осужден за убийство, каждый седьмой - за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, за разбойное нападение. Более половины наших подопечных - ранее судимы. Из 21 тысячи осужденных (не учитывая 4 тысяч, находящихся в СИЗО), 18 тысяч осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления (убийство, разбой, грабеж), 2,5 тыс. - за преступления средней степени тяжести, 224 человека - за преступления небольшой тяжести. Десять лет назад картина была другая: "тяжелостатейников", которых сегодня почти 90%, было чуть больше половины от общего числа осужденных.

Такая статистика сложилась из-за того, что многим осужденным, совершившим преступления небольшой и средней тяжести, суды назначают наказания, не связанные с лишением свободы, например, осуждают условно.

- Валерий Сергеевич, сейчас повсюду стараются внедрять современные технологии. Колонии этот процесс стороной не обошел?

- Конечно, в своей работе мы внедряем в практику современную аппаратуру и оборудование, используем новые инженерные и технические средства охраны и надзора. Специализированные компьютерные системы охраны и безопасности позволяют отслеживать ситуацию как внутри учреждения, так и на территории, прилегающей к периметру. Сегодня колонии и СИЗО эксплуатируют более 1000 видеокамер. Полученная аудио- и видеоинформация записывается, хранится и при необходимости используется в работе. Такая аппаратура позволяет бороться как с правонарушениями среди осужденных, так и негативным влиянием человеческого фактора на качество несения службы.

Еще пример: не у всех родственников есть возможность приехать в колонию. И здесь на помощь приходят современные технологии. В пяти учреждениях появилась возможность проводить видеосвидания через Интернет. 1 марта у нас открылся интернет-магазин для осужденных и их родственников. При формировании и отправке заказов не требуется личного присутствия, близкие и родные могут, не покидая места жительства, приобретать и доставлять необходимые вещи и продукты лицам, находящимся в наших учреждениях. В ближайшее время планируем запустить интернет-аптеку.

Современные технологии берутся на вооружение и при организации воспитательной работы. Например, в 17 колониях действуют студии кабельного телевидения.

- В настоящее время при исправительных учреждениях активно идет строительство православных храмов и часовен. Как вы считаете, есть ли необходимость организации в исправительных учреждениях молитвенных комнат для других конфессий?

- Львиная доля заключенных - славяне, которые, как правило, придерживаются христианства. Всего у нас 17 храмов, их посещают порядка 2-3 тысяч человек. За каждым храмом закреплен священник, который проводит православные обряды. Я считаю, что, если ему удастся вернуть с плохой дороги хотя бы двух-трех человек, это уже большое дело.

Конечно, к нам поступают просьбы от заключенных о строительстве мечетей. Но представителей ислама у нас чуть больше 1%, поэтому нецелесообразно строить в колонии мечеть для двух человек. Совсем недавно мы заключили соглашение о сотрудничестве с Духовным управлением мусульман области. Теперь осужденные, исповедующие ислам, могут общаться с представителями своей конфессии и совершать религиозные обряды.

- Одной из постоянно обсуждаемых тем, касаемо правоохранительных органов, является проблема "чистки рядов". Какую работу проводит областное ГУФСИН в этом направлении?

- Да, к сожалению, случаи неуставного поведения среди наших работников есть. Так, в прошлом году по результатам внутренних проверок было наказано около 700 сотрудников, еще 40 материалов переданы в следственные органы.

Раньше в среднем за год мы выявляли порядка 10 случаев доставки запрещенных предметов осужденным: денег, сотовых телефонов, наркотиков. В 2009 году было задержано 16 человек, большинство - с наркотиками. В отношении 8 из них возбуждены уголовные дела, по которым уже осуждено четыре человека. Также в 2009 году уволено 2 сотрудника, которые необоснованно применили физическую силу, еще в отношении трех возбуждены уголовные дела, два из которых прекращены.

Между тем, хочу отметить, что в этих случаях речь идет не о чистке рядов, а о том, что каждый человек должен соблюдать рамки закона и за его нарушение нести ответственность.

Дата последнего обновления: 17.06.2014 17:28

архив новостей

« Ноябрь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
  2023 2022 2021  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

Телефон горячей линии

Управления наркоконтроля

8-384-2-58-00-58




ВРУЧЕНИЕ ЗНАМЕНИ ГУФСИН